Существуют две категории теорий мотивации: содержательные и прцессуальные.
) Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда.
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой “пирамидой” или “лестницей” Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире.
Основные идеи его теории следующие:
§ люди постоянно испытывают какие-либо потребности;
§ люди имеют определенный набор потребностей, которые можно объединить в группы;
§ группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу;
§ неудовлетворенные потребности побуждают человека к действиям;
§ удовлетворенные потребности не мотивируют людей;
§ потребность, находящаяся у основания пирамиды, должна быть удовлетворена в первую очередь;
§ потребность более высокого уровня начинает активно воздействовать на человека после того, как в основном удовлетворены потребности более низкого уровня.
Наглядно идеи теории потребностей А. Маслоу представлены на рисунке 2.
Физиологические потребности. К данной группе относятся потребность в пище, потребность в воде, потребность в воздухе, убежище, отдыхе и т.д., то есть те, которые человек должен удовлетворить для выживания и поддержания организма в жизнедеятельном состоянии. Люди, определенное время работающие в основном из-за потребностей этой группы, мало интересуются содержанием работы и сосредоточивают свое внимание на оплате труда. Для управления такой ситуацией необходимо, чтобы минимум заработной платы обеспечивал выживание.
Потребности безопасности. Это желание людей находиться в стабильном и безопасном состоянии, иметь хорошее жилье, быть защищенным от боли, стихии, террора. Для управления данными потребностями следует создавать систему социального страхования, оплачивать трудовую деятельность выше прожиточного минимума.
Потребность принадлежать к определенной социальной группе. Человек стремится к участию в совместных действиях, он нуждается в любви и дружбе, хочет быть представителем определенной социальной группы и иметь некоторый уровень общения. Для управления такими потребностями необходимо создавать условия для общения.
Потребность признания и уважения. Люди испытывают сильное влияние этой потребности, хотят иметь авторитет и быть лидерами. Здесь при управлении надо использовать наиболее действенные формы морального поощрения, непрерывно выражать признание их заслуг.
Потребность самовыражения. Данная группа людей открыта к восприятию себя и окружающих, она созидательна и независима. Человек тяготеет к наиболее полному применению имеющихся знаний для самоутверждения в своем деле.
) Второй подход (процессуальные теории мотивации) рассматривают мотивацию в другом плане, в них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими (теория ожидания,, справедливости , модель Портера - Лоуэра).
Теория ожиданий В.Врума базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения ведет к удовлетворению или приобретениюкакого либо блага, которое ему необходимо в данный момент или имеет для него личную ценность. Поведение человека постоянно связано с выбором из двух или нескольких альтернатив. От того, чему человек отдает то или иное предпочтение, зависит что и как он делает, как он себя ведет и каких результатов он добивается. На практике это означает, что работник должен иметь устойчивое представление о том, что от его усилий зависят результаты его труда, что из результатов его труда вытекают для него определенные последствия, а также то, что результаты, получаемые им в конечном счете, имеют для него ценность. При отсутствии одного из этих условий процесс мотивирования становится исключительно сложным или же даже неосуществимым.
Теория справедливости. Ее основные постулаты:
Люди оценивают свои взаимоотношения путем сравнения (что я вкладываю и что получаю).
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.