В процессе управления организацией требуется быстрая и качественная обработка всей исходной документации, движение которой совершается по определенным маршрутам от места составления или поступления в организацию до сдачи на хранение в архив или отправки заинтересованным учреждениям. (17. с. 63)
Организация работы с документами - организация документооборота, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения.
Документооборот образуют потоки входящих (поступающих из других организаций), исходящих (отправляемых в другие организации) и внутренних (созданных и действующих в пределах организации) документов. Объем документооборота рассчитывается по формуле:
Уд = SBX. + исх. + вн. за определенный период времени (обычно за год).
Движение входящих документов показано на рис. 3, где цифрами и буквами обозначено:
Рис. 3 - Схема движения входящих документов
Где: I - Руководитель (директор), II - Исполнитель (структурное подразделение), а - Экспедиционная обработка, b - Предварительное рассмотрение, сортировка, с - Регистрация, d - Распределение (разметка), е - Перераспределение (переметка), 1 - Корреспонденция, 2 - Документы, регистрируемые службой ДОУ, 3 - Документы, нерегистрируемые службой ДОУ.
Документооборот является важным звеном в организации делопроизводства в организации (учреждении), так как он определяет не только инстанции движения документов, но и скорость движения документов. В делопроизводстве документооборот рассматривается как информационное обеспечение деятельности аппарата управления, его документирования, хранения и использования ранее созданных документов.
Схема организации системы управления предприятием (в разрезе документооборота) представлена на рис. 4.
Рис. 4 - Взаимосвязи канцелярии и остальных подразделений организации
Согласно ГОСТу Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", документооборот - это "движение документов с момента их создания или получения до завершения исполнения, отправки и (или) направления в дело".
Документооборот регламентируется графиком, который утверждается приказом руководителя организации.
График должен устанавливать в организации рациональный документооборот, т. е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым структурным подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков осуществления работ.
Процесс рационального документооборота предполагает организацию документов непрерывным потоком, без задержек и скоплений на рабочих местах. Важно добиваться также сокращения рабочих мест, проходимых тем или иным документом. Поэтому на предприятии следует проектировать маршруты движения документов, устанавливать конкретные сроки их нахождения у каждого исполнителя, а также контролировать прохождение документов по всем рабочим местам.
Схемы документооборота разрабатывают, исходя из принципиальных схем, приведенных в основных положениях Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД), с учетом конкретных условий деятельности и специфики предприятия. При построении схем документооборота необходимо особо выделять прохождение таких групп документов, как правительственная документация; предложения, заявления и жалобы граждан; документы, адресуемые на имя руководства и в адрес структурных подразделений.
Рациональная организация документооборота возможна при следующих условиях:
- виды, формы и содержание документации определены с учетом материально-технической базы системы создания, сбора, передачи и обработки информации;
- внедрена единая система классификации и кодирования документов, а также внесения возможных изменений;
- сроки создания и обработки документации определены, исходя из целей и задачи оперативного управления производством.
Основными правилами организации документооборота являются:
- оперативное прохождение документа, с наименьшими затратами времени;
- максимальное сокращение инстанций прохождения документа (каждое перемещение документа должно быть оправданным, необходимо исключить или ограничить возвратные перемещения документов);
- порядок прохождения и процесс обработки основных видов документов должны быть единообразными. (52. с. 25)
Соблюдение этих правил позволяет реализовать основной организационный принцип службы делопроизводства - возможность централизованного выполнения однородных технологических операций. Основой структуры любого документооборота является документ. Все документы (традиционные на бумаге и на магнитных носителях) в комплексе должны быть согласованы путем соблюдения правил особенностей представления информации на каждом из носителей.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.