Главными направлениями в работе руководителя, направленной на формирование социально-психологического климата, должны стать:
- улучшение условий труда и отдыха;
- развитие содержания труда;
- развитие средств труда;
- развитие мотивации;
- изменение оплаты труда;
- система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня и т.д.
Опираясь на теоретические подходы к формированию межличностных отношений в коллективе, а также на основании результатов проведённого исследования, можно предложить следующие рекомендации по управлению и оптимизации благоприятного социально - психологического климата в коллективе:
. проанализировать основные причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе. Данная деятельность позволит руководителю принять наиболее верное решение для нейтрализации конфликтной ситуации или её развороту в сторону конструктивного конфликта.
. проявлять сдержанность в критической оценке деятельности коллектива. Если недовольство вызывает работа конкретного члена коллектива, беседовать с ним лучше один на один, аргументируя свои претензии и предлагая пути решения. В этом случае у сотрудников не возникнет желания идти на открытый протест на глазах всего коллектива, что позволит избежать столкновения сторон.
. развивать и поддерживать высокое качество руководства. Для чего необходимо выявить потенциальных и перспективных руководителей. Выявление лидерских качеств можно осуществить путем аттестации или используя многочисленные методики оценки руководителей. После выявления способных лидеров их необходимо оценить как высококачественные ресурсы и обеспечить их дальнейшее развитие.
. разрабатывать практическую стратегию, отражающуюся во всех аспектах управления человеческими ресурсами.
. осуществлять постановку задач и разработку мероприятий для их достижения. Данное направление управленческой деятельности является основой создания культуры, ориентированной на получение результатов.
. повышать интенсивность в работе. Управление показательной работой коллектива. Регулярная оценка деятельности подразделения при встречах руководителя и его начальника.
. стимулировать через поощрение лучших, наказание худших, выдвижение знающих и переводы или увольнения некомпетентных.
. правильно мотивировать сотрудников на достижение поставленных целей и осуществлять доброжелательный контроль. Это позволит, с одной стороны, сгладить острые углы и улучшить психологический климат в коллективе, с другой стороны - создать предпосылки для профессионального роста членов коллектива.
. осуществлять постоянную и целенаправленную работу по формированию благоприятного психологического климата в коллективе.
Представим обозначенные направления в виде необходимых умений и действий руководителя и объединим их в таблицу (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Составляющие деятельности руководителя по управлению социально-психологическим климатом в коллективе
№ |
Необходимые умения, действия |
От кого зависит |
Комментарии, следствия | ||
Четкое определение задач, поставленных перед людьми |
Руководитель |
Повышение чувства удовлетворения от работы | |||
Детальное описание должностных обязанностей |
Руководитель |
Повышение чувства удовлетворения от работы | |||
Умение разбить задачи на более мелкие (ежедневные, еженедельные…) |
Заместители руководителя, руководители структурных подразделений |
Повышение чувства удовлетворения от работы | |||
Реалистичная оценка своих возможностей в помощи |
Руководитель, приглашённый психолог |
Критичное отношение к себе и своим возможностям позволит работникам избежать эмоциональных и физических перегрузок. Надо понимать, что все знать невозможно, и нет проблемы в том, чтобы ответить «не знаю» | |||
Проведения собраний коллектива |
Руководитель |
-обмен опытом преодоления неприятных ситуаций/ снятия стресса - возможность спросить совета - корректировка плана дальнейших действий, конкретизация целей и задач - выявление потребностей целевой группы для оказания наиболее эффективной помощи, приносящей удовлетворение сотрудникам - проведение тренингов по релаксации, планированию - оценка собственных нужд | |||
Умение пользоваться свободным временем, отдыхать |
Руководитель, руководители структурных подразделений |
Необходимо правильно планировать отдых сотрудников, своевременно предоставлять отпуск в полном объёме, не устраивать «авралов» в выходные и праздничные дни, не задерживать сотрудников после работы. | |||
Преодоление конфликтов внутри коллектива |
Руководитель, заместители, сами работники |
Необходимо решать конфликт по мере возникновения наиболее эффективным способом, нужно постараться не заострять конфликт, стараться достичь взаимопонимания, выслушивать обе стороны и принимать объективное решение вне зависимости от симпатий и антипатий | |||
Постоянное повышение квалификации |
Руководитель, заместители руководителя, специалист по кадрам |
Выявление потребностей целевой группы для оказания наиболее эффективной помощи, приносящей удовлетворение сотрудникам, приобретение новых знаний | |||
Умение справляться со стрессом, повышение стрессоустойчивости |
Руководитель, приглашённый специалист - психолог или тренер |
Умение справляться с ежедневным стрессом позволяет сотрудникам и самому руководителю испытывать удовлетворение от работы, поддерживать хорошее расположение духа, что влечёт за собой нормализацию межличностных отношений и снижение уровня конфликтности | |||
Использование механизмов социальной поддержки |
Руководитель |
-группы взаимопомощи - собрания | |||
Понимание социально-психологических аспектов взаимоотношений внутри коллектива и с клиентами |
Руководитель, заместители руководителя |
- диагностика существующих взаимоотношений; - развитие коммуникативных навыков - понимание механизмов консультирования - развитие навыков эмпатии - работа с границами уровня общения и уровня допуска в личное пространство | |||
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.