Если исследование творчества имеет уже достаточно длительную и богатую историю, то разработке проблематики коллективного мышления и творчества в науке уделялось недостаточно внимания. Основная причина этого заключается в том, что прежде творческие коллективы в науке и технике существовали лишь как уникальное явление. Проблематика коллективного творчества вошла в поле зрения ученых благодаря научно-технической революции, которая способствовала развитию коллективных видов деятельности.
Обзор существующей научной литературы по проблеме коллективного творчества и творческих коллективов показал, что современные знания о коллективном творчестве в основной своей массе созерцательно-объяснительны и эмпиричны. Они не вскрывают в должной мере механизмы коллективного творчества, не выявляют особенности организации и управления деятельностью творческих коллективов.
Представленные в литературе определения творческого коллектива не в полной мере отражают их специфику. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, большинство определений являются достаточно узкоспециализированными; во-вторых, основное внимание в них уделено психологическим особенностям формирования и деятельности творческих коллективов; в-третьих, не концентрируется внимание на социальных особенностях творческих коллективов.
Исходя из вышеизложенного, основываясь на определении творчества, формулируется социологическое определение понятия творческого коллектива как организованной социальной группы, основой деятельности которой является творчество как создание новых по замыслу или интерпретация существующих духовных или материальных ценностей.
Особенности творческих коллективов как социальных групп проявляется в трех наиболее значимых аспектах − творческом, социально-психологическом и организационно-управленческом. Первый аспект выражается в творческом саморазвитии, стремлении к тесному творческому общению, творческой согласованности действий и творческом взаимопонимании. Второй − в обостренном чувстве творческой индивидуальности, творческой состязательности и творческом лидерстве, высокой значимости эмоциональных факторов во внутригрупповом взаимодействии, референтности, коллективистской идентификации, надситуативной активности.
Социологический подход к анализу деятельности творческих коллективов характеризуется в первую очередь рассмотрением их места и роли в социальной жизни. М. Вебер полагал, что творчество играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность, оказывает существенное влияние на все сферы общественной жизни и способствует социальной эволюции. Высокая значимость творчества обусловлена тем, что оно выступает средством генерации идей, а также выполнением ряда социально значимых функций: образовательно-воспитательной, интегративно-дезинтегративной, познавательной (креативной), потребительской (релаксационной). Творческий процесс осуществляется как в индивидуальной, так и в коллективной форме. В современных обществах коллективное творчество приобретает ведущее значение, а творческие коллективы выполняют не только творческие, но и социальные, экономические, социокультурные функции.
Цель творческих коллективов - достижение творческих и хозяйственных результатов - должно быть согласовано с выполнением их основных общественнозначимых функций. Главная задача, стоящая перед творческим коллективом - это удовлетворение потребностей личности и общества в качественной продукции в сфере материально-духовного производства. Решение этой и других задач творческих коллективов возможно в условиях адекватной социальной среды, или совокупности институтов политического, правового, экономического, информационного, социокультурного характера. То есть социологический анализ деятельности творческих коллективов должен осуществляться с учетом взаимодействия и взаимовлияния широкого спектра социальных институтов и процессов.
При социологическом анализе управления деятельностью творческих коллективов важное значение имеет акцентирование внимания на его социальной ориентации, предполагающего приоритетность людей, их потребностей и интересов. Это означает, что в центре внимания управленческой деятельности находятся социальные взаимодействия участников творческого процесса как внутри творческих коллективов, так и в контактах с внешней средой. Управление при данном подходе понимается как социальная деятельность, призванная согласовывать интересы членов творческих коллективов, самих творческих коллективов как организационных единиц и других объектов общественной жизни. То есть управление является социальным.
Социальное управление творческими коллективами в организации выполняет следующие функции: целеполагания, административную, информационно-аналитическую, мотивационно-стимулирующую, социального прогнозирования, социального планирования, коррекции деятельности управляемой системы, сохранения целостности всей системы организации.
Не умаляя важности всех названных функций, специфика социального управления деятельностью творческих коллективов заключается в том, что функции целеполагания, социального прогнозирования, социального планирования и мотивации являются основополагающими.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.