Система менеджмента качества - это быть может, последняя надежда на сохранение и развитие ВУЗовских традиций и обеспечение будущего страны «интеллектуальным потенциалом», но при условии адекватной оплаты труда профессоров, преподавателей и сотрудников ВУЗов, которые должны постоянно совершенствовать свои виды и аспекты деятельности.
Заключение
Успешное функционирование современного ВУЗа на сегодняшний день невозможно без создания эффективной системы менеджмента, имеющей своей целью повысить качественные показатели всех видов его деятельности - учебно-организационной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной. Продемонстрировать стабильность высокого качества образования высшему учебному заведению позволяет внедрение СМК. Но «механическое» внедрение СМК не гарантирует автоматического улучшения деятельности ВУЗа. Более того, в отличие от промышленных предприятий, разработка и внедрение СМК в ВУЗе отличаются большей сложностью и продолжительностью.
Повышение качества образования является необходимым условием формирования единого мирового образовательного пространства, превращения его в созидательный процесс - повышение научного уровня образования, более оперативное введение в него научных достижений; создание принципиально новых, эффективных педагогических технологий и методик образования.
Проблема качества образования не имеет окончательного решения. На каждом этапе развития образования, которое определяется тенденциями социально-экономического развития страны, появляются новые условия, возможности и потребности. Изменяются критерии качества, обостряется проблема управления качеством и снова возникает необходимость исследовать и решать эту проблему.
Качество образования находиться в постоянной динамике. Нет предела его повышению. Поэтому сегодня очень важно прогнозировать возможное изменение качества, исследовать причины и характер этого изменения. Но не существует пока еще методик такого прогнозирования, хотя в современных идеях управления качеством посылки к прогнозированию уже имеются. Они включают предвидение изменения результата образования - от квалификации к компетенциям и далее к человеческому капиталу, изменение цели и общественного статуса образования.
В первой главе были рассмотрены главные факторы качества образования, цели и потенциал образования, а также внешние и внутренние. Эти факторы находиться в теснейшей взаимосвязи, дополняют друг друга. Только системное их использование позволяет обеспечить позитивную динамику качества, которая зависит от управления образованием.
Во второй главе мы рассматриваем практический опыт нескольких учебных заведений внедрения системы менеджмента качества, что дает ВУЗу сертифицированная система менеджмента качества, какие гарантии и конкурентные преимущества. СМК может быть отправной точкой в совершенствовании деятельности ВУЗа.
Подводя итог можно сказать, что сегодня чаще всего говорят об обеспечении качества образования, реже об управлении качеством. Но обеспечивать и управлять не одно и то же. По-видимому, в дальнейшем будет укрепляться мнение, что главным является управление качеством, т.е. сознательное и своевременное его изменение в определенном направлении. Но это предполагает построение системы механизмов и технологий управления качеством. Сегодня делаются лишь первые шаги к такому комплексному решению данной проблемы. Будущее рождается сегодня. Движение в будущее зависит от его видения и понимания.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.