Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности.
В эпоху сокращений и «навалившегося» экономического кризиса выявилась категория людей, которым увольнения грозят меньше прочих. Это рабочие высокой квалификации. [16]
Повышение квалификации рабочих - это обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков мастерства по имеющимся профессиям. Индексатором, свидетельствующим о необходимости повышения квалификации рабочих, служит наметившееся снижение среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ. Другим индексатором может служить рост бракованной продукции по вине рабочего.
Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает:
1. производственно-технические курсы;
2. курсы целевого назначения;
. школы передовых приемов и методов труда;
. курсы бригадиров;
Цели повышения квалификации кадров рассмотрены в приложении Г.
Производственно-технические курсы, как наиболее массовая форма, создается в целях повышения производственных умений и технических знаний рабочих до необходимого для выполнения ими работ уровня, в целях повышения квалификации рабочих в пределах данной профессии и специальности. Продолжительность обучения составляет от трех месяцев (с отрывом от производства) и до шести (без отрыва от производства). Курсы заканчиваются сдачей экзамена.
Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологий, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача - краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов. Обучение ведется в учебных группах по учебным целевым программам продолжительностью, как правило, до трех месяцев. Курсы заканчиваются сдачей экзаменов.
Школы передовых приемов и методов труда создаются в целях массового освоения рабочими приемов и методов труда передовиков и новаторов производства, бригад, коллективов, добившихся высоких технико-экономических показателей, в сравнении с коллегами по труду. Обучение включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые преподавателями, а так же теоретические знания, проводимые специалистами. В заключении проводится итоговое занятие о достигнутых результатах.
Курсы бригадиров организовываются для коллективов, где применяется бригадная форма труда. Курсы комплектуются из бригадиров и кадровых рабочих. Назначение курсов - вооружить руководителей первичных коллективов знаниями в области безопасной организации производства, работ, трудового законодательства, прогрессивных форм организации и стимулирования труда, рыночного механизма хозяйствования, то есть повысить их квалификацию. Оканчиваются курсы собеседованием или сдачей зачета.
Повышение квалификации связано с определенными издержками, как для предприятия, так и для работника. Это затраты на оплату преподавателям, аренду помещений, приобретение материалов и т. д. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого (более высокий уровень производительности труда, качество продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда), перекрывал издержки предприятия.
В условиях экономического кризиса руководство многих предприятий минимизирует затраты на переподготовку и повышение квалификации своих кадров, считая наиболее выгодным сократить менее квалифицированных работников и набрать на возрастающем рынке труда более квалифицированных (уже обучившихся) новых специалистов. Этот вариант может и хорош, но и в нем есть свои минусы, вновь прибывший специалист не знает всей специфики производства.
Повышение разрядов в первую очередь проводится рабочим, у которых более высокий уровень теоретических знаний и профессиональный опыт, которые освоили вторые или смежные профессии, применяют рациональную организацию труда на своем рабочем месте, прошли обучения на производственно-экономических курсах, имеют установленное для данной профессии и разряда общее образование или учатся в техникуме, институте, хорошо знающие технологический процесс выполняемой работы, правила технической эксплуатации оборудования.
С целью мотивации работников к обучению и саморазвитию используется не только правильно организованная оплата труда с ориентацией ее на конкретные результаты работы, но и увязка продвижения работников в профессионально-квалификационном плане с повышением ими своей квалификации.
Работник должен получать универсальное образование в быстро меняющихся условиях, а непрерывное образование, кроме того, является фактором стабилизации рабочей силы на предприятии.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.